Греческий танец
Греческие народные танцы, которые народ танцует чуть ли не с античных времен, это, например лазос, катсипадьянос, апаномеритис, тризали, ангальястос,лазос, катсипадьянос, апаномеритис, тризали, ангальястос, приньянос, микраки, зерводексос, приньотис, стиакос, аноянос пидихтос, руматьяни суста и другие
На фотографии юноши из ансамбля Ноэтис. 4 марта 2008 на празднике Греческого танца они показали танцы разных регионов Греции:
Были представлены Македония, Фессалия, Эпир, Пелопоннес, Крит, Кипр, Фракия и Материковая Греция.
Танцы разных регионов Греции имеют свои особенные черты. Так, например, танцы Эпира медленные, с тяжелыми шагами. Это потому, что жители Эпира носили прочные и тяжелые башмаки
Фракия славится хороводами. Главная особенность фракийских танцев - отсутствие лидирующего танцора.
Критский танец - это импровизация и возможность солировать. Характерная черта критских танцев – пружинистые движения.
Фессалийские танцы сопровождаются пением танцоров. Танцоры сами поют, даже без музыкального сопровождения.
Танцы Ионических островов сопровождаются игрой на гитаре. Понтийские танцы можно узнать по мягким пружинистым шагам, вздрагиванию плеч.
Гомер, Одиссея,
пер В.А..Жуковского
Анкиной обращается к Одиссею во время состязание в силе и ловкости:
Мы, я скажу, ни в кулачном бою, ни в борьбе не отличны;
Быстры ногами зато несказанно и первые в море;
Любим обеды роскошные, пение, музыку, пляску,
Свежесть одежд, сладострастные бани и мягкое ложе.
Но пригласите сюда плясунов феакийских; зову я
Самых искусных, чтоб гость наш, увидя их, мог, возвратяся
В дом свой, там всем рассказать, как других мы людей превосходим
В плаванье по морю, в беге проворном, и в пляске, и пенье.
Пусть принесут Демодоку его звонкогласную лиру;
Где-нибудь в наших пространных палатах ее он оставил».
Так Алкиной говорил, и глашатай, его исполняя
Волю, поспешно пошел во дворец за желаемой лирой.
Судьи, в народе избранные, девять числом, на средину
Поприща, строгие в играх порядка блюстители, вышли,
Место для пляски угладили, поприще сделали шире.
Тою порой из дворца возвратился глашатай и лиру
Подал певцу: пред собранье он выступил; справа и слева
Стали цветущие юноши, в легкой искусные пляске.
Топали в меру ногами под песню они; с наслажденьем
Легкость сверкающих ног замечал Одиссей и дивился.
Историческая справка.
Кто то насчитал, что существовало более 200 танцев,и даже разделил их на пять групп: священные, гражданские, обрядовые, домашние и сценические.
По преданию, священные танцы были перенесены в Грецию из Египта Орфеем. А он их переложил на греческий лад.
Священные танцы исполнялись во время жертвоприношений и мистерий.
Гражданские танцы исполнялись во время общественных праздников и церемоний и на площадях и улицах.
Например, пирриха — военный танец с оружием, имитировавший приемы боя.
У Лукиана встречается описание танца: «Ожерелье — это совместная пляска юношей и девушек, чередующихся в хороводе, который действительно напоминает ожерелье: ведет хоровод юноша, выполняющий сильные плясовые движения, — позднее они пригодятся ему на войне; за ним следует девушка, поучающая женский пол, как водить хоровод благопристойно, и таким образом как бы сплетается цепь из скромности и доблести».
Танец «Журавель» описывает подвиг Тесея. Юноша-предводитель хоровода вел за собой остальных участников танца, аккомпанируя хоровому пению игрой на лире. Рисунок танца символизировал лабиринт. Существует теория, что и сам критский лабиринт служил площадкой для священных танцев.
Хороводы -по утверждению Платона- названы так от слова «хорея», означавшее коллективный танец. А слово «хорея» произошло от слова «хорос» — «радость»
Обрядовые танцы сопровождали человека всю его жизнь. Танцем встречали рождение младенца, танцем праздновали его возмужание, танцем отмечали бракосочетание и уход в иной мир. Мне кажется, правильным будет сказать, что танец был естествен, как сама жизнь людей. И сам являлся Жизнью с большой буквы.
Человек античности остро ощущал гармонию Божественного и земного. Он находил ее и в танце. Древие греки считали танец прекрасным даром богов, в котором заключено единство душевной и физичесокой красоты.
Танец для них был общением с Божественным, а сами боги сходили на землю, чтоб поучаствовать в праздниках, сопровождаемых танцами.
«...Боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряженное с удовольствием. При помощи этого чувства они движут нами и предводительствуют нашими хороводами, когда мы объединяемся в песнях и плясках» (Платон).
Муза танца Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Единство чувства и мысли, танца, музыки и пения - это гармония, которую греки считали проявлением божественности
В т рактате «О танце»( Лукиан), написано, что образцы первозданного танца дают нам вселенная и космос. Когда Хаос сменяется упорядоченным движением, то есть Ритмом, на небе появляется «хоровод звезд», гармоничное сплетение подвижных и неподвижных светил. Так рождается танец.
Сиртаки многие считают старинным греческим тпнцем, но это не так. читать далее