Народный фестиваль

ТАНЦУЮЩИЕ ХИМКИ

 
О танцах
Ритуальные танцы
Испанские танцы
Восточные танцы
Цыганские танцы
Индийские танцы
Ирландские танцы
Греческие танцы
Русские танцы
Латино
Танго
Социальные танцы
Молодежные танцы
Экзотические танцы
История танца
Танцы в рисунках
Эртэ
Рисунки из Интернета
Танцы
Форум
добавить в избранное
сделать стартовой

“Животные” страсти
ТАНЦЕВАТЬ БУМ!!!
ТАНЦЫ ДЛЯ РОДИНЫ
БЛЕСК И НИЩЕТА ТАНЦПОЛА

Московский Комсомолец от 29.12.2006 

 

БЛЕСК И НИЩЕТА ТАНЦПОЛА

То, чего ожидали полгода, случилось. Снова мы вместе, снова зрители и артисты (а это по большей части не профессионалы, хоть зачастую и не уступают им мастерством) составляют единое целое, снова зал гремит аплодисментами. А на сцене вновь – калейдоскоп красок и зажигательной музыки из самых разных регионов планеты. И, конечно, более ста исполнителей самого разного возраста (от семнадцати до девяноста лет). Ведь танец – неотъемлемая часть нашей жизни, спасение от скуки и обыденности, прибежище от житейских невзгод. Четвертый народный  этнического танца, «Танцующие Химки», наконец-то состоялся.

«ТАНЦУЮЩИЕ ХИМКИ» - В МОСКВЕ?
Сегодня фестиваль «Танцующие Химки» уже завоевал популярность по всей области: теперь на нем представлены коллективы не только из Химок, но и Москвы, других районов Московской области. Символичен выбор места фестиваля: в этот раз он состоялся в ДК «Красный Октябрь», около метро «Тушинская». Слава фестиваля уже перешагнула границы области и самой России: на сайт «Танцующих Химок» заходят не только россияне, но и иностранцы. Уже не надо специально собирать коллективы, уговаривать их принять участие. Труднее дать возможность выступить всем желающим. А значит, с каждым разом фестиваль становится ярче, красочнее, разнообразнее. В этот раз на фестивале были представлены арабский, индийский, ирландский, цыганский народные танцы, фламенко, «латино» а также некоторые современные танцевальные направления. Его участниками стали широко известные танцевальные коллективы: «Таранг», «Семирамида», «Бельтайн», «Вечная молодость», и, конечно же, любители – посетители фитнес-центров и клубов Москвы, Подмосковья и самого Химкинского городского округа.
Почему же фестиваль «Танцующие Химки» на этот раз был проведен в Москве?  На этот вопрос отвечают организаторы фестиваля, Марина Кустарева и Ольга Воробьева:
- Первая причина – география фестиваля. Сегодня в нем участвуют самые разные коллективы из Москвы, других районов Московской области, хотя ядро, конечно, составляют химчане, а Тушино как раз посередине. Вторая – Химки не располагают удобным вместительным залом.  Третья причина, увы, субъективная – полное равнодушие местных властей. Например, вот модные нынче дни города. Не считаясь с дороговизной, на них порой приглашают поп-звезд. Коллективы, где занимаются не профессионалы, приглашаются выступать куда реже. Часто предпочтение отдается бальным танцам, которые, требуют определенного уровня профессионализма, а общедоступный народный танец, исполняемый простыми женщинами средних лет, на таких праздниках можно увидеть лишь изредка. А ведь эти праздники претендуют на всенародность…
Вернуться к началу

ТАНЕЦ В ПОДПОЛЬЕ
Но трудности, связанные с выступлениями – это полбеды. Хуже то, что и хороший танцзал  в Москве (о провинции вообще не говорю) найти далеко не просто. Автор этих строк сам занимался в помещении, кое-как оборудованном в доме позапрошлого века постройки. На пол, прямо поверх разбитого паркета, кое-как настелили линолеум. Из него где торчат гвозди, где края рассохшегося паркета, в других местах он прогибается. Когда занимаешься, думаешь не о танце, а о том, выдержит ли линолеум, и не окажется ли под ним дыра. Если заглянуть в щелочку материи, которой задрапированы стены, увидишь и вовсе неприглядное – штукатурка обвалилась, обнажив кирпич, на подоконниках пыль и строительный мусор, в окнах видны щели, в которые тянет сквозняком. Если на улице холоднее минус десяти, в помещении будет градусов пятнадцать, не больше. А ведь, например, индийский танец исполняется только босиком… Эти развалины находятся не на Чукотке, а в Москве, на улице Большая Полянка.
Ольга Воробьева рассказала о другом «танцзале»:
-Первоначально здание строилось под офис. В те времена думали о бизнесменах, а об артистах и танцорах-любителях – нет.  Чтобы войти в этот «танцзал», надо пройти через офисы заставленные оргтехникой помещения, какие-то кухни, новичку найти его в офисном центре далеко не просто. Наконец, попадаешь в несколько крошечных комнатушек, наспех приспособленных под раздевалку, и только после этого – в такой же бывший офис, где поставили трюмо с зеркалом. Вот и весь танцзал. Тут есть место хорошо, если для пятерых танцующих, а их занимается больше десяти. Часто приходится заниматься в подвалах, в помещениях, переоборудованных из квартир, но громкая музыка и топот могут очень не понравиться соседям.  Есть, конечно, и настоящие танцзалы, но деньги на их аренду есть не у всех. А если хотят заниматься не очень обеспеченные люди – например, пенсионеры? Создается впечатление, что за последние пятнадцать лет для развития массовой культуры не сделано почти ничего. По крайней мере, ничтожно мало.
Вернуться к началу

А ЧТО, БЫЛ И РУССКИЙ ТАНЕЦ?

Говорить о том, что любительские танцевальные коллективы вообще не допускаются на сцену, все-таки неверно. Иногда они приглашаются на те или иные торжественные мероприятия. Но не может не удивлять выбор организаторов. Как уже говорилось, предпочтение отдается бальным танцам, и, конечно, «танцу живота» - наверное, за счет известности и зрелищности. Другие коллективы приглашаются куда реже: тут же встает вопрос: «А что это такое?» И если их танцевальное направление сильно отличается от устоявшихся представлений чиновников от культуры – можно нарваться на отказ. Или, что еще хуже, сначала дадут согласие на участие, а в момент, когда подготовлены костюмы и поставлены танцы, внезапно взять свое слово назад. Такое тоже бывало.

И уж совсем непонятно, просто оскорбительно отношение к русскому народному танцу. Танец – ворота в мир национальной культуры, ключ к пониманию национального менталитета. Но сегодня никого не удивишь, что молодая девушка занимается арабским танцем или, например, бальными (а они тоже иностранного происхождения – по большей части польского). А вот занятия русским народным танцем – уже редкость, большая, нежели, например, коллективы, занимающиеся индийским танцем. По инерции, с советских времен, существуют в Москве несколько коллективов, и в сумме на двенадцать миллионов московского населения хоть что-то о русской танцевальной культуре знает, наверное, человек сто

. Могут сказать, что русский танец совсем не такой зрелищный и разработанный, как арабский, индийский, как бальные танцы, да и вообще, что это за имперский шовинизм? Но надо помнить, что тот же «танец живота» начал победоносное шествие по миру, и в том числе по России, благодаря многолетней, целенаправленной пропаганде, а танцовщицы мирового уровня выдвинулись из миллионов рядовых исполнительниц. Все отмечают зрелищность танцев индийского кино. А многие ли при этом вспоминают, что они основаны на классическом танцевальном искусстве, формировавшемся тысячелетиями. Многие ли знают, что в Индии национальный танец является одним из предметов школьной программы, и это не говоря о поддерживаемых государством университетах национальной музыки и хореографии, о поддержке государством коллективах самодеятельности? Да, из миллионов выучеников таких школ и университетов лишь единицы становятся прижизненными классиками, но если нет  «массовки» - неоткуда взяться и «мегазвездам».

Пора подумать о развитии и даже спасении национальной танцевальной культуры. Иначе пройдет еще лет десять, и на вопрос: «Знаете ли вы о русском народном танце?» - люди будут делать круглые глаза и говорить: «А что, разве был такой?»
Пока же можно сказать спасибо организаторам «Танцующих Химок». Они – в числе тех, кто по мере сил спасают национальное танцевальное искусство от забвения, пропагандируют его.
Вернуться к началу

Павел Долотов

 

[an error occurred while processing this directive]

 

Rambler's Top100